Огнеопасные хладагенты

ГлавнаяСтатьи → Огнеопасные хладагенты

А вы знаете чем заправили в автосервисе систему кондиционирования вашего автомобиля?

 

Прежде всего необходимо заметить, что использование огнеопасных хладагентов для заправки автомобильной системы кондиционирования запрещено законом. Исключение составляют умеренно огнеопасные хладагенты, воспламеняющиеся в определенных условиях, например, новый HFO-1234yf. Огнеопасные хладагенты могут быть использованы для холодильных агрегатов прицепов в грузовиках большой грузоподъемности. В остальных случаях – в автомобилях или грузовиках малой грузоподъёмности – огнеопасные хладагенты использовать нельзя. 

 

Опасность возгорания

 В качестве холодильных агентов подходят пропан, бутан и другие смеси углеводородов, которые по своим характеристикам охлаждения схожи с хладагентами R-12, R-22 и R-134a. Но если в испарителе в салоне автомобиля появляется утечка, горючие пары могут создать опасность воспламенения и взрыва. Вы же не хотите подвергаться риску быть сожженным во время езды?

 

В случае аварии следует иметь в виду, что конденсатор кондиционера расположен непосредственно перед радиатором и содержит парообразный и жидкий хладагент высокого давления. При лобовом ударе из пробитого конденсатора (что часто и случается) выходит воспламеняемый пар высокого давления, что с большой степенью вероятности может привести к пожару под капотом.

 

 Не стоит рисковать своей жизнью или жизнями своих пассажиров, используя дешевый огнеопасный хладагент в системе кондиционирования вашего автомобиля. R-134a – единственный хладагент, которым можно заправлять системы кондиционирования старых моделей машин.  

Правила программы SNAP Агентства по охране окружающей среды США (EPA) 

 

 Согласно правилам программы SNAP (Политика новых существенных альтернатив), реализуемой американским Агентством по охране окружающей среды, использование огнеопасных хладагентов в автомобилях запрещено. 

 Единственное исключение – новый умеренно огнеопасный хладагент HFO-1234yf, воспламеняющийся в определенных условиях.

Общество по передвижным системам кондиционирования воздуха (MACS) не одобряет использование огнеопасных хладагентов, также как и Общество автомобильных инженеров (SAE). Единственным исключением они также признают хладагент HFO-1234yf, который будет использоваться в автомобилях с 2013 года в качестве замены R-134a. 

 

Только R-134a

 Агентство по охране окружающей среды США, Общество по передвижным системам кондиционирования воздуха и Общество автомобильных инженеров в один голос заявляют, что в системах, предназначенных для R-134a можно применять только R-134a, и ничего больше во избежание перекрестного загрязнения и проблем с холодопроизводительностью. Более старые модели, предназначенные для R-12, можно перевести на R-134a или другие одобренные альтернативные хладагенты (не огнеопасные). 

 

Огнеопасные хладагенты запрещены законом!

 Во многих городских муниципалитетах и штатах (США) существует запрет на использование огнеопасных хладагентов в автомобилях. 

В Европе позволено использовать пропан в некоторых домашних холодильниках, но его количество настолько мало, что не составляет никакой угрозы взрыва или возникновения пожара. Холодильники должны проходить испытания на безопасность 

 

OZ-12 и HC-12A

 Альтернативные хладагенты OZ-12, HC-12a, R-176 и R-405a не удовлетворяют критериям безопасности и приемлемости для окружающей среды, разработанные Агентством по охране окружающей среды. Огнеопасные хладагенты OZ-12 и HC-12a содержат большое количество углеводородов (пропан, бутан, изобутан и т.п.); закон запрещает их применение в передвижных системах кондиционирования воздуха, но в некоторых системах кондиционирования они до сих пор используются благодаря своей низкой цене. 

 

 Агентство по охране окружающей среды не одобряет применение огнеопасных хладагентов, так как они представляют значительную опасность для пассажиров в случае утечки. Даже искра от сигареты или переключатель может стать причиной возгорания вытекающего хладагента и последующего пожара или взрыва. 

Противоположное мнение: производители хладагента HC-12a утверждают, что опасность возгорания сильно преувеличена и нет доказательств того, что их продукт может воспламениться от сигареты или искры. Они также утверждают, что позиция Агентства по охране окружающей среды по отношению к их продукту несправедлива и что хладагент HC-12a успешно используется во многих автомобильных системах кондиционирования по всему миру и несчастных случаев и повреждений в результате возгорания не известно. 

 

HFC-152a

 Еще один альтернативный хладагент – HFC-152a с Потенциалом глобального потепления (ПГП) 140, отвечающий европейским требованиям для борьбы с глобальным потеплением. Характеристики охлаждения HFC-152a схожи с характеристиками охлаждения R-134a, поэтому HFC-152a может быть прямым заменителем R-134a. Однако HFC-152a является огнеопасным хладагентом и в настоящее время запрещен законом.  

 

 Проблему воспламенямости HFC-152a (или других огнеопасных хладагентов) можно решить, поставив датчик утечки, который в случае утечки автоматически включает электростеклоподъёмники, чтобы выпустить пары и таким образом уменьшить риск пожара/взрыва. 

 

 Проблему также можно решить путем добавления в конструкцию системы кондиционирования «вторичной петли», с помощью которой огнеопасный хладагент хранился бы в моторном отсеке, подальше от салона автомобиля. При таком подходе хладагент циркулирует по промежуточному теплообменнику и охлаждает жидкость (вероятно, смесь воды и антифриза), протекающую через  систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Согласно последнему отчету Агентства по охране окружающей среды США, такой подход отвечает критериям безопасности и имеет высокий КПД. Однако он не устраняет риск возникновения пожара при лобовом ударе и представляет опасность для автомехаников и владельцев автомобилей, самостоятельно производящих заправку или техобслуживание системы кондиционирования.  

 

HFO-1234YF

 Самый новый альтернативный хладагент – HFO-1234yf. Он со временем заменит R-134a в некоторых автомобилях с 2014 года выпуска. По своим теплофизическим характеристикам этот хладагент напоминает R-134a, поэтому незначительные модификации кондиционера все же необходимы (более крупный конденсатор и другое полиалкиленгликолевое масло). Он имеет очень низкий потенциал глобального потепления (всего 4), отвечающий европейским требованиям по уменьшению глобального потепления. Это умеренно огнеопасный хладагент (хотя и проигрывает в этом отношении хладагенту HFC-152a), воспламеняющийся только в определенных условиях, которые НЕ могут возникнуть при нормальной эксплуатации автомобиля. 

 

Дополнение: ноябрь 2012 г.

 Volkswagen заявляет, что не будет использовать хладагент HFO-1234yf по причине проблем безопасности.

В связи с возможностью воспламенения альтернативного хладагента HFO-1234yf в реальных условияx, Volkswagen заявил, что не будет переводить свои автомобили на HFO-1234yf. На данный момент углекислый газ является лучшей альтернативой R-134a, как утверждает Volkswagen. Вслед за этим заявлением в конце прошлого месяца компания Daimler (Mercedes Benz) также приняла решение применять углекислый газ или другие альтернативные хладагенты вместо хладагента HFO-1234yf. 

Испытания, проведенные концерном Daimler, выявили, что HFO-1234yf может воспламениться от искры в считанные секунды и выделяет высокотоксичные пары и кислоты при сгорании. Углекислый газ не воспламеняется  и имеет нейтральный уровень высвобождения углерода, поэтому два ведущих немецких автомобилестроительных предприятия приостановили использование HFO-1234yf. 

 

Дополнение: июнь 2013 г.

 Общество автомобильных инженеров утверждает, что использование HFO-1234yf в системах кондиционирования легковых автомобилей не представляет опасности. 

После всесторонних испытаний и проверок Международное общество автомобильных инженеров пришло к заключению, что новый хладагент HFO-1234yf с низким потенциалом глобального потепления, созданный корпорацией Honeywell для передвижных систем кондиционирования, безопасен при использовании в автомобилях. Да, он может воспламеняться в определенных условиях, но возникновение таких условий в реальной аварии очень маловероятно, как заверяет Общество автомобильных инженеров.



← все статьи