P0420: код низкой эффективности каталитического нейтрализатора

ГлавнаяСтатьи → P0420: код низкой эффективности каталитического нейтрализатора

P0420: код низкой эффективности каталитического нейтрализатора

Горит индикатор «Check Engine» и появился код ошибки P0420: низкая эффективность системы каталитического нейтрализатора. Значит ли это, что ваш нейтрализатор уже своё отработал и нуждается в замене? Оригинальный нейтрализатор может стоить более 1000 долларов, в то время как на рынке запчастей за него можно заплатить около 300 долларов. В любом случае такое решение проблемы обойдется вам недешево, поэтому, прежде чем менять нейтрализатор, убедитесь, что в замене есть необходимость.

Диагностический код неисправности P0420 является общим, стандартным кодом, который генерируется, когда  монитор нейтрализатора выявляет падение эффективности работы каталитического нейтрализатора. Система OBD II отслеживает эффективность работы катализатора, сравнивая сигналы верхнего и нижнего кислородных датчиков в выхлопной системе. Верхний кислородный датчик в выпускном трубопроводе анализирует состав выхлопных газов на выходе из двигателя. Нижний датчик, расположенный ниже или внутри каталитического нейтрализатора, анализирует состав газов на его выходе.

 

Самодиагностика монитора эффективности нейтрализатора.

Монитор эффективности нейтрализатора системы OBD II проводит самодиагностику при возникновении определенных условий движения. Такие условия проведения проверки зависят от года выпуска, модели и марки вашего автомобиля. Температура нейтрализатора и двигателя должна быть рабочей, двигатель может работать на холостом ходу или при небольшой нагрузке и малом числе оборотов. Во время этой проверки компьютер временно обогащает воздушно-топливную смесь, чтобы исчерпать весь запас кислорода из нейтрализатора. Затем  компьютер временно обедняет воздушно-топливную смесь, чтобы определить, сколько времени требуется нейтрализатору на реагирование и нижнему датчику на изменение сигнала. Если нейтрализатор реагирует слишком медленно, значит, он работает недостаточно эффективно, чтобы  снижать количество вредных веществ в выхлопных газах. В таком случае система OBD II считает нейтрализатор неисправным, регистрирует код ошибки P0420 и включает лампу «Check Engine».

 

Работа каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор работает как дожигатель.  Он окисляет (сжигает) любые остаточные топливные пары (углеводороды (HC), оксид углерода (CO)) в отработавших газах. Уровень токсичности выхлопных газов должен соответствовать федеральным нормам, но если возникает неисправность, из-за которой этот уровень  превышает федеральные нормы в 1,5 раза, система OBD II выявляет неисправность,  регистрирует код ошибки и включает индикатор «Check Engine».

Система OBD II не может измерить непосредственно концентрацию углеводородов (HC) и оксида углерода (CO) в выхлопных газах, вместо этого она сравнивает показания верхнего и нижнего кислородных датчиков во время самодиагностики монитора катализатора, чтобы определить эффективность его работы. Если кпд падает ниже предельно допустимого значения, установленного производителем для конкретной модели, катализатор не выдержит проверку и будет сгенерирован код ошибки P0420.

Частота переключений верхнего кислородного датчика возрастает, так как компьютер двигателя постоянно регулирует топливную смесь от богатой к бедной и наоборот. При первом запуске двигателя нейтрализатор еще холодный и не работает. В это время сигналы обоих кислородных датчиков практически одинаковы, так как в нейтрализаторе ничего не происходит.

Когда температура катализатора достигает примерно 600° по Фаренгейту (» 300° по Цельсию), он достаточно прогрет, чтобы вступить в реакцию с выхлопными газами. Это температура, при которой нейтрализатор выходит на эффективный режим работы (температура «light off»). После этого он начинает очищать отработанные газы от загрязняющих веществ. Это резко снижает частоту переключений нижнего кислородного датчика, и его выходное напряжение приближается к среднему значению, что составляет приблизительно 0,45 вольт.

Если в процессе самодиагностики монитор нейтрализатора выяснит, что нейтрализатор работает нормально, значит, автомобиль соответствует нормативам выбросов и никаких кодов не отображается. Но если обнаруживается спад эффективности и замедленная реакция нейтрализатора, генерируется код ошибки P0420 и загорается лампа «Check Engine».

 

Код P0420 – означает ли он, что вам нужен новый нейтрализатор?

Да, как правило, необходима замена – но не всегда. Этот код может быть ложным, если ваш монитор слишком чувствителен. В связи с этим некоторые автопроизводители выпускают технические сервисные бюллетени для перепрошивки компьютера двигателя, что должно решить проблему чрезмерной чувствительности монитора.

Ложный код ошибки P0420 также может быть вызван другими условиями: утечка отработавших газов (которая может «обмануть» кислородные датчики), проблемы с давлением топлива (слишком высокое или слишком низкое) или неисправность одного или нескольких кислородных датчиков. Но если все остальное в норме, а код P0420 все равно присутствует, значит, нейтрализатор не отвечает нормативам, а следовательно, должен быть заменен, чтобы автомобиль смог пройти проверку на токсичность отработавших газов.

В большинстве штатов для проверки состава отработавших газов автомобилей 1996 и более поздних годов выпуска осуществляется быстрое OBD II-тестирование с помощью сканера. Такое тестирование быстрее, проще и дешевле, чем испытание выхлопной системы в нагруженном режиме на симуляторе дорожных условий или посредством динамометра. Согласно правилам большинства штатов, чтобы автомобиль прошел OBD II-испытания с помощью сканера, он должен отвечать следующим критериям: полностью функциональная система OBD II (лампа «Check Engine» в рабочем состоянии и диагностический разъем подключен к компьютеру двигателя), лампа «Check Engine» выключена, в памяти компьютера нет текущих кодов неисправностей.

Поэтому, если  лампа «Check Engine» горит и появляется код P0420 (или любой другой), то машина, естественно, провалит испытание – если только в штате не позволено альтернативное тестирование выхлопной системы на предмет токсичности выхлопа.  

Если в вашем штате все же позволяется альтернативное тестирование, и если ваша машина его пройдет, то не переживайте по поводу кода P0420. Возможно, ваша система слишком остро реагирует на проблему, которая еще не появилась.

 

Причины неисправности нейтрализатора

В обычных условиях использования эффективной работы оригинального нейтрализатора хватает на 100000-150000 миль пробега. Однако что угодно может ускорить его старение. Самой распространенной причиной является загрязнение нейтрализатора, так как двигатель сжигает масло или в нем есть внутренняя утечка охлаждающей жидкости (утечка через прокладку головки цилиндра или трещина в камере сгорания или в цилиндре). Также нейтрализатор может перегреваться из-за пропусков зажигания, в результате чего в выхлопную систему проникает несгоревшее топливо (проверьте степень загрязненности свечей зажигания и исправность проводков к свечам зажигания), или из-за утечки компрессии через неисправный выпускной клапан (проверьте компрессию).

 

Тестирование на уровень токсичности выхлопа

Если вы живете в штате, где альтернативное испытание не разрешено, и ваш автомобиль провалил OBD II-тестирование посредством сканера, вам придется устранить неисправность, то есть заменить нейтрализатор, даже если он                  все еще в рабочем состоянии, но его эффективность ниже максимальной.

Нельзя просто стереть код P0420 сканером, чтобы пройти проверку на токсичность выхлопа. Если это сделать, индикатор «Check Engine» погаснет, но автомобиль не будет допущен к OBD II-тестированию. Для прохождения проверки автомобиль должен наездить достаточно времени, чтобы  все мониторы OBD II (в том числе монитор катализатора) прошли и завершили рабочий цикл без обнаружения неисправностей. Если монитор конвертера в статусе «Не готов» (Not Ready), вы не имеете права проходить проверку. А если он завершит цикл и обнаружит ту же неисправность, снова будет сгенерирован код P0420 и загорится лампа «Check Engine».

Так что же делать?  В девяти случаях из десяти все же надо менять нейтрализатор.

 

Нейтрализатор от производителя или со вторичного рынка?

Нейтрализатор с рынка запчастей обойдется дешевле (в два-три раза!), чем оригинальный. Но такие конвертеры содержат меньше каталитического вещества и слой катализатора в нем значительно короче. Поэтому гарантия предоставляется только на 2 года или 24000 миль пробега, а в некоторых случаях функционирование таких конвертеров настолько неэффективно, что появляется код P0420! Также есть вероятность, что такой нейтрализатор не протянет до следующей проверки.  

Если вы все же решитесь приобрести нейтрализатор с рынка запчастей, найдите тот, что подойдет именно вашей машине (direct fit) и будет сидеть так же идеально, как оригинальный. «Универсальные» нейтрализаторы подходят более широкому ряду моделей и марок и могут быть дешевле, чем «direct fit» нейтрализаторы, но для их установки, скорее всего, потребуются адаптеры и/или обрезка и подгонка труб.

Не тратьте время на установку подержанного нейтрализатора, ведь вы не можете знать, в каком он состоянии и сколько на нем миль пробега. Кроме того, в некоторых штатах (например, Калифория) устанавливать б/у нейтрализаторы на автомобили с системой OBD II теперь считается незаконным.

Снимать конвертер и устанавливать вместо него кусок прямой трубы тоже незаконно, а система OBD II все равно обнаружит его отсутствие.

Наихудший вариант развития событий: вы устанавливаете новый конвертер со вторичного рынка, и после некоторого периода езды индикатор «Check Engine» загорается снова и возвращается код ошибки P0420. И что теперь? Сотрите код, ведите машину дальше, чтобы снова заработал монитор нейтрализатора. Если этого не случится, скорее везите машину на техосмотр, прежде чем вернется код ошибки. Или повторите диагностику – возможно, вы что-то пропустили, например, утечку отработавших газов, проблему с давлением топлива или неисправность кислородного датчика, из-за которого монитор получает неверные показания. Вы также можете снять конвертер, приобретенный на рынке запчастей, и поставить оригинальный.

 

Кислородные датчики

Более подробную информацию смотрите в статье «Кислородные датчики»

Если нижний кислородный датчик имеет дефекты (не работает цепь нагревателя, неплотно сидит или проржавел соединитель проводки, загрязнен чувствительный элемент и т.п.) система OBD II должна их обнаружить и сгенерировать код неисправности кислородного датчика. Именно эти дефекты, скорее всего, и мешают работать монитору нейтрализатора, так как ему нужны хорошие сигналы с верхнего и нижнего датчиков. Но иногда случается и так, что кислородный датчик функционирует недостаточно плохо, чтобы спровоцировать появление кода ошибки, но неисправен ровно настолько, чтобы повлиять на точность работы монитора нейтрализатора.   

 

Мы решаем ВСЕ проблемы, связанные с ошибкой P0420



← все статьи